Содержание
- 1 Факторы, влияющие на проявление гибкости
- 2 Подвижность в суставах — как физиологическое качество человека
- 3 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
- 4 Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики формирования тугоподвижности в суставах и контрактур
- 5 Факторы, определяющие объем движений в суставах
Факторы, влияющие на проявление гибкости
Проявление гибкости зависит от ряда факторов и прежде всего от:
1) строения суставов;
2) эластичности мышц, связок, суставных сумок;
3) центрально-нервной регуляции тонуса мышц;
4) совершенства межмышечной координации (проявляется в маховых движениях – способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение);
5) психического состояния;
6) степени активности растягиваемых мышц;
9) температуры среды и тела;
10) суточной периодики;
11) возраста и пола;
12) уровня силовой подготовленности;
13) исходного положения тела и его частей;
14) ритма движения;
15) предварительного напряжения мышц.
Ограничение подвижности связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.
Подвижность в суставах может быть лимитирована напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства межмышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растягиванию, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем легче выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает закрепощение движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложнокоординированных движений не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела. Одним из факторов, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма: в данный момент под влиянием утомления активная гибкость уменьшается на 11,6 %, а пассивная увеличивается на 9,5 % [7].
Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.
Л. П. Сергиенко и С. В. Алексеева провели исследования, чтобы выяснить, в какой мере на развитие гибкости влияют наследственные факторы, а в какой – среда, условия, в которых вырос и живет человек. Оказалось, что общая гибкость в суставах в значительной мере обусловлена наследственными факторами.
У каждого человека есть индивидуальный предел в развитии гибкости, обусловленный именно генотипом (здесь и строение суставов, и расположение связок, и состояние нервно-мышечной системы).
Заранее определить, насколько человек предрасположен к разви-тию гибкости, абсолютно точно невозможно. Однако многолетние исследования ученых показали, что сделать это можно с помощью отпечатков пальцев на руке (рис. 1). Исследования позволили установить следующую закономерность.
Рис. 1. Типы отпечатков пальцев
Как известно, рисунки на подушечках пальцев можно разделить на три основных типа: дуги (А), петли (Б) и круги (В). Петли, в свою очередь, делятся на два типа: те, которые открытым концом обращены в сторону большого пальца, называют радиальными (Р); если же открытый конец петли направлен в сторону мизинца, это ульнарные петли (У). Наиболее благоприятными для обладателей хорошей гибкости считаются такие сочетания отпечатков: У×В; В×У; В×А; А×В. Остальные варианты сочетаний чаще всего соответствуют плохой гибкости.
Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд дополнительных факторов, которые могут влиять на уровень развития гибкости человека. К ним относятся возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и суточная периодика. Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости и, особенно, о возможности увеличения или снижения его в период физического развития довольно противоречивы. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13–14 лет и, как правило, стабилизируется к 16–17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13–14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40–50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы.
Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими. В школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего он снова начинает возрастать. Также необходимо отметить, что к снижению подвижности в отдельных суставах у детей среднего школьного возраста может приводить нарушение осанки. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется, а затем начинает снижаться. Несмотря на то, что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных и здоровых людей степень его снижения минимальна.
Установлено, что женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины. Это обусловлено как анатомическими, так и физиологи-ческими факторами.
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит и от общего функционального состояния организма, и от внешних условий: времени суток, температуры мышц и окружающей среды. Обычно до 8–9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, а при повышении темпе-ратуры внешней среды и под влиянием разминки, повышающей и температуру тела, – увеличивается.
Таким образом, все рассмотренные факторы нужно учитывать при построении учебно-тренировочного процесса, самостоятельных занятиях и уменьшить влияние некоторых из них по мере возможности.
Подвижность в суставах — как физиологическое качество человека
Физиологическое качество — подвижность, зависит от следующих анатомо-физиологических факторов(рис 1):
Рисунок 1.- Влияние различных факторов на подвижность суставов.
Считается, что «Гибкость зависит исключительно от природных данных: кто-то мягкий, а кто-то деревянный, и существенно это изменить нельзя». возрастной подвижность сустав
Природные данные действительно имеют значение. У некоторых людей суставы более подвижны, и им легче наклоняться, прогибаться, сплетать ноги в разных положениях. Именно по этому принципу и отбирают детей в секции акробатики если речь не идет о профессиональной акробатике, природные данные не настолько важны. Нормальная физиологическая гибкость — это способность наклоняться вперед с прямой спиной без ощущения дискомфорта, более-менее глубоко прогибаться и скручиваться.
Большинство людей основное время дома проводят сидя на диване (в кресле) перед телевизором или за домашним ПК. В течение всего дня в большинстве случаях мы чаще сидим. Такой вот «сидячий» образ жизни приводит ко многим проблемам со здоровьем. И это последствия, а первопричиной является потеря гибкости тела из-за отсутствия движения.
Развить гибкость можно с помощью специальных упражнений. Гибкость — это максимально возможная подвижность в суставах. Работа над гибкостью требует серьезного отношения Необходимо постоянно контролировать сбалансированность направления (вперед-назад, внутрь-наружу и т.д.) нагрузок.
Когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела целесообразнее пользоваться термином «гибкость». Говоря об отдельным суставе, правильнее говорить о «подвижности».
. Определяет направление и размах движений сформированный скелет. Все движения в суставе — сгибание, отведение, приведение, разгибание, супинация, пронация, вращение, определяет и ограничивает форма костей. Большая амплитуда движения в суставах позволяет выполнять большее количество приемов. Выполнение движения с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Учитывая, что подвижность определяется развитием подвижности в суставах, подвижность пассивная происходит под влиянием внешних сил и часто до предела и до боли(таблица 1).
Таблица 1. -Сроки развития пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Опорно-двигательный аппарат человека включает скелет и мышцы. Анатомия аппарата движения (строение и функции костей, суставов и мышц) дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология изучает жизнедеятельность целостного организма, отдельных систем, раскрывает закономерности функционирования органов движения. Биомеханика рассматривает законы, по которым движения осуществляются.
Движения человека происходят под влиянием внешних (сила тяжести и реакция опоры) и внутренних сил (взаимодействие между звеньями тела человека). Любое движение требует равновесия тела, которое возможно только при равном соотношении внешних и внутренних сил.
Мышцы детей в возрасте 5-7 лет имеют тонкие волокна, содержат в своем составе незначительное количество белка и жира. Крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
Строение и движение в суставах. Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость с синовиальной жидкостью, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Поверхности сустава покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе.
Все движения в суставах — вращательные. Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Различают несколько осей вращения в суставах(рисунок 2):
Рисунок 2. Виды движений в суставах.
В суставе возможны круговые движения.
Тазобедренный сустав образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. Тазобедренный сустав прост по форме (ореховидный), имеет три оси вращения, вокруг которых происходит сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация. Кроме того, в тазобедренном суставе можно производить круговое движение.
Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты – техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.
Одно из определений: гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [29].
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.
Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной [25].
Активная гибкость развивается следующими упражнениями:
1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается. Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока [13].
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды [30]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость – необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой [30].
Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 – 90 % , и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать.
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого – вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации [28].
На гибкость существенно влияют внешние условия:
1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
2. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);
3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);
Такой же эффект можно получить в парной бане. Появление пота говорит о том, что достигнуто состояние, наиболее благоприятное для выполнения упражнений, связанных с растягиванием мышц. В то же время следует иметь в виду, что выполнение упражнений с большой амплитудой в состоянии, когда мышцы менее эластичны, может привести к травме (растяжению связок или мышц), даже если упражнение выполнено с привычной для этого состояния амплитудой. В результате увеличения силы мышц растянуть их оказывается труднее, что, в конечном счете, сказывается на спортивных результатах. Лучше упражнения для растягивания мышц начинать с непредельной амплитуды и постепенно ее увеличивать до предела.
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе [24].
Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные оси вращения в суставах: [4]
— переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение во фронтальной плоскости;
— поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости;
— вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.
Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.
Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.).
Амплитуда движений в суставах определяется работой тормозных аппаратов:
Если бы движение не тормозилось, то оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.
Костное и связочное торможение обусловливается разницей в протяженности суставных поверхностей и размерами костных выступов; а также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения.
В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем – кости.
Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: [10]
· подвижность при пассивных движениях
Пассивная подвижность осуществляется под воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.
Активная подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав. Активные движения можно разделить на две группы: [20]
— медленные, то есть без ускорения,
— быстрые, то есть с ускорением
Наибольшее значение имеет активная подвижность [27]. Однако величина ее в значительной степени определяется уровнем пассивной подвижности, которая характеризует в основном способность человека к выполнению широкоамплитудных движений. Вместе с этим необходимо отметить, что в спортивной практике принято определять только амплитуду активной подвижности и, имеющей наибольшее практическое значение, так как именно она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. И хотя между активной и пассивной подвижностью прямой корреляционной взаимосвязи не обнаруживается, пассивная является резервом для активной гибкости.
Основные элементы суставов: суставные поверхности, суставная капсула, полость сустава, суставная жидкость (вырабатывается эпителием). Суставные поверхности покрыты слоем гиалинового хряща (только у височно-нижнечелюстного и грудинно-ключичного суставов – волокнитый) – смягчает трение и удары.
Хрящ имеет неровности – изгибы 1-го порядка (1 мм) и 2-го порядка (0,05 мм), которые сглаживаются при сдавливании и не позволяют оттекать жидкости. Поверхности хряща по форме соответствуют друг другу: если на одной кости имеется выпуклость, то на другой, соединяющейся с ней кости, вогнутость.
Суставная капсула прочно срастается с надкостницей, имеет два слоя: наружный фиброзный (образован волокнистой соединительной тканью, является переходом надкостницы одной кости в надкостницу другой) и внутренний синовиальный – из рыхлой соединительной ткани, изнутри покрыт эпителием.
Добавочные образования: синовиальные складки и ворсинки (выросты синовиального слоя, заполненные жировой тканью, играют роль амортизатора); внутрисуставные диски (хрящевые пластинки, делят сустав на 2 камеры, повышают подвижность), мениски (имеют полулунную форму, отверстия в середине, срастаются с суставной капсулой наружным краем, повышают конгруэнтность костей, амортизацию); губы (увеличивают площадь соприкосновения костей и тем самым уменьшают нагрузку).
Факторы укрепления суставов: связочный аппарат, тяга мышц, отрицательное давление в сумке, прилипание суставных поверхностей (склеивающий эффект синовиальной жидкости).
Формы суставов (рисунок 8):
1. Блоковидные и цилиндрические. Одноосные суставы (между фалангами пальцев; плечелоктевой, плечелучевой).
2. Седловидные. Двухосные суставы, имеют форму седла (запястно-пястный сустав большого пальца кисти, грудинно-ключичный сустав). Близок к нему по форме эллипсовидный сустав (луче-запястный) и мыщелковый сустав (промежуточный между ними) – атланто-затылочный.
3. Шаровидные суставы. Движение происходят в 3-х плоскостях. Это сгибание-разгибание, приведение-отведение, поворот внутрь и наружу, круговое движение. К ним относятся плечевой и тазобедренный суставы. В некоторых суставах активные движения возможны не по всем осям из-за отсутствия мышц – только пассивные (пястно-фаланговые суставы).
4. Плоские суставы (скольжение) – соединение костей запястья.
Комбинированные суставы – два сустава, движение в которых осуществляется только одновременно – височно-нижнечелюстные, луче-локтевые.
Двухкамерные суставы – имеют внутрисуставные диски, например, грудинноключичный, височно-нижнечелюстной.
Простые суставы – соединяются 2 кости, сложные суставы – соединяются 3 кости и больше.
Степень подвижности сустава обратно пропорциональна конгруэнтности сочленяющихся поверхностей и соотношению их площадей.
Величина подвижности очень вариабельна, зависит от пола (у женщин больше, чем у мужчин), возраста (уменьшается при увеличении возраста), уменьшается при уменьшении температуры, изменяется при тренировочном воздействии. При этом силовые нагрузки уменьшают подвижность.
Рисунок 8. Формы суставных поверхностей.
Суставы в организме
Видео (кликните для воспроизведения). |
Череп.
Кости черепа соединяются синдесмозами (швы), синхондрозами и диартрозами. Синдесмозы и синхондрозы в пожилом возрасте переходят в синостозы.
· зубчатые (венечный – между лобной и теменной костями; сагиттальный – между теменными костями, ламбдовидный – между затылочной и окружающими ее теменными и височными костями);
· чешуйчатые (между височной, клиновидной и теменной костями);
· плоские (между костями лицевого черепа).
Синхондроз – в основании черепа между телами затылочной и клиновидной костей – клиновидно-затылочный синхондроз.
1. Височно-нижнечелюстные. Комбинированный двухкамерный сустав по форме – эллипсовидный, по функции ближе к шаровидному (из-за внутрисуставного диска). Укреплен тремя связками: латеральной, шилонижнечелюстной, клиновидно-нижнечелюстной. Возможны движения: опускание и поднимание нижней челюсти, движения вперед, назад и в стороны.
2. Атланто-затылочный (эллипсовидный, 2 оси), дополняется атланто-осевым (цилиндрический – 1 ось). Укреплены крестообразной, 2 крыловидными связками атланта, передней и задней перепонкой.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9328 —
| 7408 —185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Упражнения для увеличения подвижности в суставах усеченной и сохраненной конечности, профилактики формирования тугоподвижности в суставах и контрактур
1. Движения усеченной конечностью в различных направлениях: в положениях лежа, сидя и стоя.
2. Отведение и приведение, сгибание и разгибание культи при наличии дополнительного сопротивления со стороны методиста или в виде мешочка с песком, подвешенного мяча, эластичного бинта, закрепленного на здоровой ноге, и др., в положении лежа, сидя и стоя.
3. Скрестные движения культей в положении стоя (после ампутации одной нижней конечности), лежа на спине, сидя на стуле или гимнастической скамейке, лежа на боку.
4. Приведение культи с сопротивлением.
5. Круговые движения культей в тазобедренном суставе.
6. Сгибание и разгибание культи в коленном и тазобедренном суставах, упражнение «велосипед».
7. Удары культей по подвешенному воздушному шару, надувному или кожаному мячу, сидя или стоя.
Одновременно с гимнастическими упражнениями проводится устранение контрактур и тугоподвижности в суставах методом ручной редрессации — разработка движений в суставах методом пассивного увеличения эластичности мышц. Ручная редрессация при выраженных сгибательных контрактурах тазобедренного сустава осуществляется в положении лежа на спине, при этом сохраненная конечность согнута в тазобедренном суставе; отводящих контрактур — в положении лежа на стороне сохраненной конечности. При сгибательно-отводящих контрактурах ребенок лежит на спине, редрессирующее движение направлено назад и внутрь, при этом методист удерживает таз пациента от смещения. При незначительном или умеренном ограничении разгибания в тазобедренном суставе редрессации можно проводить в положении лежа на животе. При этом одной рукой методист прижимает таз ребенка к поверхности кушетки, другой охватывает снизу дистальный отдел культи и осуществляет разгибание в тазобедренном суставе.
При контрактурах коленных суставов наряду с гимнастическими упражнениями также проводятся ручные редрессации, которые выполняются в различных исходных положениях — лежа на животе, на спине, сидя. После их завершения целесообразно достигнутый результат закрепить с помощью различных фиксаторов (ортезов). Устранение контрактур наиболее эффективно в сочетании с физиотерапией, в частности тепловыми процедурами.
При коротких культях бедра внимание акцентируется на разгибании и приведении, так как развиваются сгибательные и отводящие контрактуры. При отведении культи назад, во избежание движений таза и туловища, необходима фиксация таза в положении лежа на животе мешочками с песком или путем ограничения движений методистом.
Упражнения для улучшения функционального состояния мышц культи, развития ее динамической и статической силы
. С целью улучшения функциональных возможностей усеченных мышц культи используется фантомно-импульсивная гимнастика, основным содержанием которой являются упражнения с изометрическим напряжением мышц путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности. В процессе мысленного воспроизведения движений напряжение мышц культи может сопровождаться движением в соответствующих суставах сохраненной конечности. Фантомно-импульсивная гимнастика проводится, как правило, в заключительной части занятия в течение 5—10 мин, а также ежедневно 3—4 раза в день по 10—12 повторений для каждой мышечной группы.
Для развития силы мышц, окружающих тазобедренный и коленный суставы, упражнения выполняются в положении лежа, сидя или стоя. После ампутации на уровне бедра внимание акцентируется на развитии силы разгибателей культи и приводящих мышц.
Процесс обучения ходьбе на протезах начинается с овладения навыком его одевания и привыкания к нему.
При обучении ходьбе на протезе голени необходимо освоить специальные приемы сокращения икроножной мышцы в фазе переноса и расслабления ее в фазе опоры на протезированную конечность, что способствует правильному удержанию протеза на культе, улучшению регионального кровообращения и т.д. Кроме того, в фазе опоры обучают сокращению сгибателей коленного сустава. При обучении ходьбе на протезе голени разделение на этапы, как это делается после ампутации на уровне бедра, не имеет четких границ. На первом же занятии дети обучаются удержанию вертикальной позы и ходьбе.
Обучение пользованию протезом бедра можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствуют частные задачи, способствующие достижению цели этапа. Например, на первом этапе упражнения для адаптации тканей занимают большее место, чем на последующих этапах, а упражнения для развития равновесия и устойчивости на протезированной конечности больше применяются на втором этапе. На первом этапе основное внимание уделяется обучению равномерному распределению веса тела на обе конечности и удержанию вертикальной позы, на втором этапе — обучению управлению протезом, на третьем этапе — обучению координирований ходьбе, приближающейся к ходьбе здорового человека.
Рис. 5.Обучение ходьбе на протезе голени в параллельных брусьях
Рис. 6.Обучение своевременному переносу веса тела с протеза голени на здоровую ногу
Первый этап.Начинается с момента получения протеза. Цель — сформировать умение удерживать вертикальную позу и переходить из положения сидя в положение стоя.
1. Стоя у опоры перенос веса тела с одной ноги на другую,
2. Стоя у опоры перенос веса тела вперед и назад с приподниманием ног от пола.
3. Стоя у опоры сгибание и разгибание ног в коленном суставе (шарнире).
4. Маховые движения конечностью вперед-назад стоя боком у опоры.
5. Повороты и наклоны туловища стоя боком у опоры.
6. Равновесие на левой-правой ноге стоя боком у опоры.
7. Стоя лицом к опоре, выполнение приставных шагов вправо-влево.
8. Стоя лицом к опоре имитация ходьбы, не поднимая передний отдел стопы от пола.
9. Стоя лицом к гимнастической стенке, имитация ходьбы по лестнице (поочередная постановка ног на рейки).
10. Стоя без опоры перенос веса тела с ноги на ногу.
Этап обучения пользованию искусственной конечностью.Начинается после комплекса подготовительных мероприятий и изготовления лечебно-тренировочного или постоянного протеза. В процессе обучения ребенок должен научиться правильно надевать протез и его крепления, стоять с равномерным распределением веса тела на обе конечности, сохранять правильную осанку и т.д. Основные задачи этого этапа:
1. Формирование мотивации к освоению и пользованию протезно- ортопедическими изделиями.
2. Развитие способности к дифференцированию мышечных усилий, кожно-кинестетического восприятия и тактильных ощущений культи для управления протезом.
3. Улучшение крово- и лимфообращения в культе.
4. Развитие способности к произвольному расслаблению мышц, адаптация мягких тканей культи к нагрузке в положении стоя, атак же к изменяющимся нагрузкам при передвижениях.
5. Увеличение подвижности в суставах усеченной конечности.
6. Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий.
1. Добиться удержания протеза при разогнутом положении тазобедренного сустава.
2. Добиться полного переката стопы с задней части на переднюю.
3. Добиться симметричности длины шагов.
4. Добиться своевременного переноса веса тела с протеза на здоровую ногу.
5. Добиться полного разгибания в коленном шарнире и сохранения правильной осанки во время ходьбы.
6. Добиться равномерности и ритмичности походки.
1. Стоя лицом к опоре, перекаты с пятки на носок.
2. Стоя лицом к опоре, сгибание-разгибание ног в коленном шарнире.
3. Сгибание-разгибание протеза в коленном шарнире, стоя боком к опоре или с опорой на трость.
4. Стоя боком к опоре, сгибание протеза в коленном шарнире, вынос протеза вперед и постановка его на пятку, перекат с пятки на носок с одновременным переносом веса тела на протез, шаг вперед-назад.
5. Стоя боком к опоре, выпады вперед.
6. Повороты налево- направо стоя у опоры.
7. Ходьба вдоль гимнастической стенки приставным шагом.
8. Ходьба между гимнастических брусьев.
9. Ходьба при помощи ходунков.
10. Ходьба с костылем, двумя или одной тростью перед зеркалом.
11. Ходьба по отметкам, нанесенным на полу, на расстоянии среднего шага ребенка.
12 Ходьба под метроном, музыкальное сопровождение или слет перед зеркалом.
13. Передвижения по гимнастической стенке.
Критерием возможности перехода к третьему этапу обучения является координированное выполнение шаговых движений обеими ногами при сохранении равновесия и правильной осанку.
Третий этап.На данном этапе основной целью является совершенствование техники ходьбы. Широко применяются упражнения, направленные на формирование дополнительных вариантов ходьбы в различных внешних условиях.
1. Ходьба приставным шагом по гимнастической стенке.
2. Ходьба с изменением скорости, поворотами и остановками.
3. Ходьба через барьеры и препятствия.
4. Ходьба с мешочком песка на голове.
5. Ходьба, толкая мяч протезой.
6. Ходьба с манипулированием предметами.
7. Ходьба по лестнице.
8. Ходьба без зрительного контроля.
9. Передвижение на самокате, лыжах, финских санях. Обучение ходьбе считается законченным, когда ребенок может пройти на протезе без отдыха достаточно большое расстояние, без выраженных признаков утомления и каких-либо изменений со стороны культи. Длительность третьего этапа зависит от физической подготовленности ребенка, его возраста, качества изготовления протеза и других причин. Общая продолжительность периода обучения ходьбе на протезе бедра составляет несколько недель.
Обучение ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер происходит также в три этапа. Внимание акцентируется на формировании вертикальной позы и равномерном распределения веса тела на обе конечности. На первом этапе обучения обязательно используется дополнительная опора (брусья трости), в дальнейшем осваивается навык удержания вертикальной позы без дополнительной опоры, после чего начинается освоение шагов. Первый шаг должен выполняться протезом на стороне более длинной и сильной культи. В фазе переноса, например, правой конечности вес тела приходится на левую конечность и трость в правой руке, которую ставят несколько впереди протеза, и в меньшей степени — на левую трость, которая служит для отталкивания. Необходимо передвигаться несколько наклонив вперед туловище, голову держать прямо.
Типичные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах:
1) недостаточное сгибание протеза в коленном шарнире;
2) отсутствие симметричности шагов;
3) несвоевременность переноса веса тела вперед на протез или здоровую ногу;
4) выполнение шага за счет движения тазом, а не культей;
5) возвращение вынесенного вперед протеза несколько назад -перед постановкой пятки на поверхность;
6) чрезмерное или недостаточное движение руками при ходьбе.
Для предотвращения возможных ошибок в качестве одного из методических приемов могут использоваться различные виды оказания физической помощи (Евсеев С.А., 2002) Так, фиксация применяется для удержания ребенка в промежуточном положении при выполнении шагов и способствует формированию вертикальной позы. В процессе ходьбы для обеспечения безопасности ребенка и повышения его уверенности в собственных силах осуществляется поддержка за подмышечные области. Для выполнения с наименьшими физическими усилиями нескольких шагов подряд на втором этапе обучения применяется проводка, т. е. сопровождение ребенка по ходу выполнения движений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9922 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Факторы, определяющие объем движений в суставах
1. Главный фактор — разность площадей сочленяющихся суставных поверхностей. Из всех суставов наибольшая разность площадей суставных поверхностей в плечевом суставе (площадь головки плечевой кости в 6 раз больше площади суставной впадины на лопатке), поэтому в плечевом суставе самый большой объем движений. В крестцово-подвздошном сочленении суставные поверхности по площади равны, поэтому движения в нем практически отсутствуют.
2. Наличие вспомогательных элементов. Например, мениски и диски, увеличивая конгруэнтность суставных поверхностей, увеличивают объем движений. Суставные губы, увеличивая площадь суставной поверхности, способствуют ограничению движений. Внутрисуставные связки ограничивают движения только в определенном направлении (крестообразные связки коленного сустава не препятствуют сгибанию, но противодействуют чрезмерному разгибанию).
3. Комбинация суставов. У комбинированных суставов движения определяются по суставу, имеющему меньшее число осей вращения. Хотя многие суставы, исходя из формы суставных поверхностей, способны выполнять больший объем движений, он у них ограничен из-за комбинации. Например, по форме суставных поверхностей латеральные атлантоосевые суставы — плоские, но в результате комбинации со срединным атлантоосевым суставом они работают как вращательные. Это же относится и к суставам ребер, кисти, стопы и др.
4. Состояние капсулы сустава. При тонкой, эластичной капсуле движения совершаются в большем объеме. Даже неравномерная толщина капсулы в одном и том же суставе сказывается на его работе. Например, в височно-нижнечелюстном суставе капсула тоньше спереди, чем сзади и сбоку, поэтому наибольшая подвижность в нем именно кпереди.
5. Укрепление капсулы сустава связками. Связки оказывают тормозящее и направляющее действие, так как коллагеновые волокна обладают не только большой прочностью, но и малой растяжимостью. В тазобедренном суставе подвздошно-бедренная связка препятствует разгибанию и повороту конечности кнутри, лобково-бедренная связка — отведению и вращению наружу. Самые мощные связки находятся в крестцово-подвздошном суставе, поэтому движений в нем практически нет.
6. Мышцы, окружающие сустав. Обладая постоянным тонусом, они скрепляют, сближают и фиксируют сочленяющиеся кости. Сила мышечной тяги составляет до 10 кг на 1 см2 поперечника мышцы. Если удалить мышцы, оставить связки и капсулу, то объем движений резко возрастает. Кроме непосредственного тормозящего действия на движения в суставах, мышцы оказывают и косвенное — через связки, от которых они начинаются. Мышцы при своем сокращении делают связки неподатливыми, упругими.
7. Синовиальная жидкость. Она оказывает сцепляющее воздействие и смазывает суставные поверхности. При артрозо-артритах, когда нарушается выделение синовиальной жидкости, в суставах появляются боль, хруст, объем движений уменьшается.
8. Винтовое отклонение. Имеется оно только в плечелоктевом суставе и оказывает тормозящее воздействие при движениях.
9. Атмосферное давление. Оно способствует соприкосновению суставных поверхностей с силой 1 кг на 1 см2, оказывает равномерное стягивающее воздействие, следовательно, умеренно ограничивает движения.
10. Состояние кожи и подкожной жировой клетчатки. У тучных людей объем движений всегда меньше из-за обильной подкожной жировой клетчатки. У стройных, подтянутых, у спортсменов движения совершаются в большем объеме. При заболеваниях кожи, когда теряется эластичность, движения резко уменьшаются, а нередко после тяжелых ожогов, ранений образуются контрактуры, также значительно препятствующие движениям.
Для определения объема движений в суставах существует несколько методик. Травматологи определяют его с помощью угломера. Для каждого сустава определены свои исходные положения. Исходным положением для плечевого сустава является положение руки, свободно свисающей вдоль туловища. Для локтевого сустава — полное разгибание (180°). Пронацию и супинацию определяют при согнутом под прямым углом локтевом суставе и при установке кисти в сагиттальной плоскости.
В анатомических исследованиях величину угла подвижности можно рассчитать по разности дуг вращения на каждой из сочленяющихся суставных поверхностей. Величина угла подвижности зависит от ряда факторов: пола, возраста, степени тренировки, индивидуальных особенностей.
Болезни суставов
В.И. Мазуров
Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 2203 ; Нарушение авторских прав? ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники
Болезни суставов. — М. : СпецЛит, 2011. — 408 c.
Алешина, О. Болезни ног. Варикоз, артрит, подагра. Лечение и профилактика / О. Алешина. — М. : Контэнт, 2013. — 208 c.
Ревматические заболевания. В 3 томах. Том 2. Заболевания костей и суставов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 520 c.- Трнавски, К. Ревматические болезни. Что о них известно и как с ними жить / К. Трнавски. — М. : Питер Пресс, 2014. — 192 c.
Добрый день! Я работаю ортопедом в государственной поликлинике 11 лет в г. Москва.
Образование: Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
Специальность: ортопед;
Стаж: 11 лет.