Суставы биология 8 класс

Полезное на тему: "суставы биология 8 класс" с комментариями, выводами и списком дополнительных источников.

§ 7. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

1. Каковы особенности наземновоздушной среды обитания? Сравните её с водной средой. 2. Какое строение имеет опорнодвигательная система у млекопитающих?

Опорно-двигательная система человека состоит из двух частей: пассивной (скелет) и активной (мышцы). 56 Она выполняет следующие основные функции: 1) опорная — поддержание всех других систем и органов, сохранение формы тела; 2) двигательная — передвижение в пространстве тела и его частей; 3) защитная — ограничивая внутренние полости, предохраняет от внешних воздействий расположенные в них внутренние органы. Основными структурными единицами опорно-двигательной системы являются кости и мышцы.

Состав и строение кости

Структурной основой кости является костная ткань. В её состав входят органические вещества, придающие костям упругость, и неорганические вещества, главным образом минеральные соли фосфора, кальция, магния. Минеральные соли придают костям твёрдость.

Под микроскопом видно, что кость состоит из огромного числа трубочек, называемых остеонами (рис. 12). Остеон представляет собой несколько слоёв тончайших костных пластинок, расположенных концентрически вокруг канала, по которому проходят кровеносные сосуды, питающие остеон, и нервные волокна. Между костными пластинками расположены костные клетки — остеоциты — с многочисленными отростками. Если костные трубочки уложены в кости плотно, то образуется так называемое компактное вещество кости, а если рыхло, то губчатое вещество кости.

Рассмотрим в качестве примера строение бедренной кости (рис. 13). Среднюю часть кости называют диафизом, а концевые суставные головки — эпифизами. Внутри диафиза находится канал, наполненный жёлтым костным мозгом. Поэтому такую кость, как бедренная, называют трубчатой. Диафиз образован компактным веществом и покрыт снаружи особой оболочкой из соединительной ткани — надкостницей. В ней проходит большое количество кровеносных сосудов и расположено множество нервных окончаний. Эпифизы бедренной кости образованы губчатым веществом, промежутки между которым заполнены красным костным мозгом.

Снаружи эпифизы покрыты очень прочным и гладким гиалиновым хрящом толщиной около 0,5 мм. Этот хрящ сводит к минимуму трение между костями в суставах.

Рост костей

У детей кости в значительной степени состоят из хрящевой ткани, а с возрастом постепенно происходит их окостенение. В последнюю очередь происходит замена хряща на кость в области шеек длинных костей, то есть между диафизом и эпифизами. В этих областях клетки делятся, за счёт чего и происходит рост костей в длину. Окончательное окостенение шеек длинных костей происходит у женщин к 16—18 годам, а у мужчин немного позднее — к 20—22 годам. После этого рост костей прекращается.

Рост кости в толщину происходит за счёт деления клеток надкостницы. Кроме того, надкостница обеспечивает срастание переломов кости.

Виды костей

В основу классификации костей положены следующие принципы: форма (строение) и функции. Различают трубчатые (длинные и короткие), губчатые (длинные и короткие), плоские и смешанные кости (рис. 14).

Трубчатые кости построены из губчатого и компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью. Они выполняют все три функции скелета (опора, защита и движение). Из них длинные трубчатые кости (плечо и кости предплечья, бедро и кости голени) являются стойками и длинными рычагами движения; короткие трубчатые кости (кости пясти, плюсны, фаланги) представляют короткие рычаги движения.

Губчатые кости построены преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного. Среди них различают длинные губчатые кости (рёбра и грудина) и короткие (кости запястья, предплюсны).

Плоские кости построены из двух пластинок компактного костного вещества, между которыми расположено губчатое вещество кости. Различают плоские кости черепа (лобная и теменные), которые выполняют преимущественно защитную функцию, и плоские кости поясов (лопатка, тазовые кости), которые выполняют функции опоры и защиты.

Смешанные кости имеют сложную форму. Они состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и происхождение (кости основания черепа, позвонки).

Свойства костей

Важнейшими свойствами костей человека являются: твёрдость, прочность и эластичность, которые обусловлены особенностями их состава и строения. Твёрдость костей приближается к стали! Не случайно наши предки использовали костный материал, полученный от животных, для изготовления простейших орудий труда, наконечников стрел и гарпунов. Прочность позволяет костям выдерживать огромные нагрузки. Например, установлено, что бедренная кость способна выдержать нагрузку в 1,5 т. Не меньшее значение имеет и эластичность костей. Именно это свойство позволяет защитить организм от повреждений, ою.оооших повышенной нагрузкой на опорно-двигательную систему. Особое значение в придании костям эластичности имеет надкостница.

Моя лаборатория

Если прокаливанием удалить из кости органические вещества (коллаген), то она останется очень твёрдой, но станет хрупкой и даже при слабом ударе разлетится на осколки. Если же вымочить кость в кислоте и растворить содержащиеся в ней минеральные соли, то кость потеряет свою твёрдость и сделается такой гибкой, что её можно будет завязать в узел. В костях детей много органических веществ, и кости детей более упруги, чем кости взрослого человека. Наиболее прочны кости у людей в возрасте 20— 40 лет. У пожилых людей из-за нарушений минерального обмена кости становятся хрупкими.

Изучение микроскопического строения кости

1. Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа. Сравните увиденное с рисунком 15.

2. Обратите внимание на упорядоченное расположение костных пластинок.

3. Зарисуйте увиденное и сделайте соответствующие обозначения.

4. Сделайте вывод о микроскопическом строении кости.

Диафиз. Эпифиз. Надкостница. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные

Ответьте на вопросы

1. Какое значение имеет опорно-двигательная система? 2. Какое строение имеет костная ткань? 3. Какое строение имеет трубчатая кость? 4. Какие виды костей вам известны и каково значение такого многообразия? 5. Благодаря каким структурам происходит рост кости в длину и толщину?

Какие именно особенности состава и строения костей обеспечивают их гибкость, прочность и относительную лёгкость?

§ 12. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм (окончание)

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы

Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, контроля над своей позой.

Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжёлый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а ещё лучше пользоваться рюкзаком или ранцем.

Читайте так же:  Гонартроз 2 степени коленного сустава гимнастика

Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.

Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.

Профилактика травматизма

Под травматизмом понимают совокупность травм у определённых групп населения за определённый период времени. Это важный показатель влияния социальных условий жизни на состояние здоровья населения. Различают производственный (на рабочем месте) и непроизводственный (бытовой, транспортный, спортивный и др.) травматизм.

Трудно говорить о преобладании травматизма у каких-либо возрастных категорий людей, так как его причины могут быть совершенно разные. Особенно он выражен у лиц молодого возраста (дети, подростки, молодёжь) и среди мужского населения. Не менее актуальна проблема травматизма у пожилых людей, так как с возрастом скелет становится хрупким и подверженным переломам.

Профилактическую роль при различных видах травматизма играют совершенствование техники безопасности и санитарно-просветительная работа. Предупреждение его у детей и подростков осложнено их физической активностью и возрастными особенностями. Основа профилактики — организация контролируемого досуга детей и обучение их правилам дорожного движения.

Моя лаборатория

Кости человека отличаются лёгкостью и прочностью, а суставы — высокой подвижностью. Костная система очень надёжна, и заболеваний этой системы не много. Некоторые из них являются наследственными и передаются от родителей. Например, при наследственном заболевании ахондроплазии отсутствуют диафизы длинных костей, что делает невозможным их рост и приводит к карликовости.

Часто болезни костей вызваны нарушениями в регуляции обмена веществ в костной ткани, например избытком или недостатком некоторых гормонов. Так, при усиленном выделении гормона роста в детстве происходит разрастание костей и развивается гигантизм. Если же слишком много гормона роста вырабатывается у взрослого человека, то развивается другая болезнь — акромегалия. При акромегалии разрастаются кости пальцев, хрящи носа, челюсти и т. п.

При остеопорозе, который развивается обычно в пожилом возрасте и главным образом у женщин, происходит уменьшение плотности костной ткани. Кости делаются менее прочными и легко ломаются. Главная причина остеопороза у женщин — возрастные гормональные изменения. Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы. Хоть и редко, но в костях могут поселяться болезнетворные микроорганизмы. Так, иногда в костную ткань попадает золотистый стафилококк, вызывая поражение кости, называемое остеомиелитом. Чаще всего остеомиелит возникает при ранениях. В настоящее время медицина обладает целым арсеналом антибиотиков, и остеомиелит вполне излечим.

Поражения суставов встречаются гораздо чаще, чем заболевания костной ткани. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит. На европейской части России им болеет около 1% населения, причём 75% заболевших — женщины. В результате этого заболевания происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Как правило, при ревматоидном артрите страдают суставы пальцев рук и ног, причём развитие болезни происходит симметрично — в правой и левой половине тела. Болезнь протекает у различных людей по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Иногда человек внезапно исцеляется безо всяких видимых причин, и болезнь больше не возвращается. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражён болезнью, что приходится заменять его протезом.

Ещё одним заболеванием суставов является подагра. У страдающих этим заболеванием плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов, что приводит к воспалению, сильной боли и деформации суставов. Очень часто подагра передаётся из поколения в поколение. Больным приходится забыть о продуктах питания, в процессе усвоения которых вырабатывается много мочевой кислоты: об алкогольных напитках, многих разновидностях мяса и рыбы, сладкой выпечке и т. д. Иногда суставы при подагре изменены так сильно, что необходимо хирургическое вмешательство.

Выявление плоскостопия

1. Положите на пол лист чистой бумаги.

2. Смажьте раствором Люголя (спиртовым раствором иода) или каким-нибудь жирным питательным кремом ступни и встаньте на этот лист. Ноги при этом должны быть вместе, разогнуты в коленях, спина должна быть прямой. На листе бумаги останется отпечаток ваших стоп (рис. 29).

3. Карандашом проведите линию 1, соединяющую края подошвенного углубления. Перпендикулярно линии 1 проведите линию 2, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если ширина отпечатка узкой части стопы занимает не более 1/3 длины линии 2 — у вас нет плоскостопия. Если достигает середины и более — срочно обращайтесь к врачу.

Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Травма. Травматизм

Ответьте на вопросы

1. Каковы основные нарушения опорнодвигательной системы и причины их возник новения? 2. Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? 3. Что такое плоскостопие и как его предупредить? 4. Каковы основные приёмы первой помощи при различных травмах опорно-двигательной системы?

Подготовые сообщение о причинах травматизма и его профилактике.

Почему при оказании первой помощи человеку с открытым переломом нельзя трогать рану с целью удаления осколков кости или попавших в неё инородных тел (частиц одежды, земли и т. п.)?

Урок биологии «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”, электронное приложение к учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучали тему “Скелет”, рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

Читайте так же:  Как помочь суставам рук

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

суставная головка . ера”.
лопатки 30
тазовые кости писа.
запястье семьдесят
предплюсна . писав.
надкостница со
ключица ноября
бедро теля
компактное вещество дня
плечо исполня.
большая берцовая кость Твена,
фаланги пальцев кисти лет
лучевая кость сто
суставная впадина Сой.
надколенник Марка
локтевая кость . ется
суставная жидкость Тома
фаланги пальцев стопы “Приклю.
губчатое вещество рождения
суставная сумка . чения
пястье пять
малая берцовая на..
костный мозг американского
плюсна. . шего

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего “Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок “Строение скелета”, вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл. чевая кость, кр. стец, л. патка, большая бер. цовая кость, сво. чатая стопа, ам. ртизатор.

III. Изучение нового материала. Слайд №6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд № 7

. – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.

Слайд №8

. – Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд №9

. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру. А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ – растяжение связок )

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!” — вспоминает Юля.

(Предполагаемый ответ – перелом)

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд № 14

. Определение видов повреждения скелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

— Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета

– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)

Вывих — неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

– Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

[2]

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Слайд №17

– Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Читайте так же:  Мрт плечевого сустава что можно обнаружить

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Слад №18

. Схема: “Виды повреждения скелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, то следующий слайд)

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд №21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация “и вдруг. ”

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

Презентация «Опорно — двигательная система человека. Гигиена ОДС» 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: учитель биологии Мудрецов Игорь Вячеславович

МОУ Щаповская СОШ

Видео (кликните для воспроизведения).

обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве

создаёт полости тела защиты внутренних органов

определяет форму и размеры тела

опорный остов организма

красный костный мозг – источник клеток крови

кости – источник Ca, F и других минеральных веществ.

определяет форму и размеры тела.

создаёт полости тела для защиты внутренних органов.

обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.

превращает химическую энергию в механическую и тепловую.

Рентгенограмма скелета человека

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых

тканей в организме, служащих

опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от

Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

Шейные позвонки (7)

Грудные позвонки (12)

Поясничные позвонки (5)

Крестцовые позвонки (5)

Поперечные отростки позвонков

4 Суставная головка

1 Суставная впадина

3 Суставная сумка

5 Суставная жидкость

Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих животных :

а) Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти

б) позвоночник имеет 4 изгиба

Копчик (рудиментарный орган)

в) грудная клетка расширена вниз и

г) большой палец

д) широкий таз — опора внутренним органам

е) массивные кости нижней конечности,

Всего в теле человека около 600 скелетных мышц, которые составляют 40% всего веса тела.

У новорожденных и у детей мышцы составляют не более 20-25% веса тела, а в старости их доля уменьшается до 25-30%

Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Скелетные (соматические) мышцы

Состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно).

Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др.

Состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже.

Сокращения этих мышц не зависят от воли человека.

Основные поверхностные мышцы

Функция мышц зависит от мест их прикрепления

Некоторые соматические мышцы выполняют в организме функции, не связанные с движениями частей скелета.

Эти мышцы имеют своеобразную форму, особое расположение и точки прикрепления.

Однако по своему тканевому составу, микроскопическому строению, механизмам работы и способам регуляции они не отличаются от обычных скелетных мышц.

Прикреплены к коже лица. Они нужны для выражения эмоций и для речи.

Эти мышцы обеспечивают движения глазного яблока.

  • Мышцы языка, гортани, глотки и начального отдела пищевода участвуют в глотании.
  • Мышцы языка и гортани нужны для речи.

Разделяет грудную и брюшную полости. Вместе с межреберными мышцами обеспечивает дыхание.

Мышцы тазового дна

Поддерживают органы таза. Круговые волокна этих мышц охватывают прямую кишку и мочеиспускательный канал, образуя замыкатели – сфинктеры.

У человека хорошо развиты мышцы, удерживающие тело в разогнутом (вертикальном) положении.

При расслаблении этих мышц тело сгибается под действием силы тяжести .

Мышцы выполняющие одни и те же движения, называют синергистами,

а противоположное — антагонистами.

Работа мышц антагонистов

Величина работы зависит от силы мышц (F=mg) и их длины.

Сила мышц прямо пропорциональна поперечному сечению всех мышечных волокон данной мышцы.

Мышцы в живом организме никогда, даже при покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения — тонуса.

Мышечный тонус поддерживается редкими импульсами, поступающими в мышцы из центральной нервной системы.

Благодаря мышечному тонусу поддерживается устойчивость и положение .

Тонус – состояние длительного удерживаемого незначительного

Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

Атрофия – потеря работоспособности

в результате длительной бездеятельности мышц.

При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц.

Такое состояние носит название мышечного утомления.

Активный отдых — лучшее средство

для снижения утомления

отражается на здоровье людей.

а- нормальная осанка;

б- кифотическая осанка (круглая спина, сутулая спина);

в- плоская спина;

г- плосковогнутая спина;

д- кифолордотическая осанка (кругловогнутая спина)

Основные типы осанки

Равномерное упражнение и гармоническое развитие всех мышечных групп

Читайте так же:  Сустав выше пятки

Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)

Режим труда и отдыха

По характеру деформации

— сочетание продольного и поперечного

Каждая стопа состоит из 26 костей, соединенных между собой при помощи связок и мышц, а также имеет по 61 рецептору, которые отвечают за работу конкретного органа человека.

Связки – это своеобразные соединительные ленты, которые стягивают при помощи мышц косточки между собой, придавая форму стопе.

На подошвенной поверхности стопы имеется также защитная плотная широкая связка – подошвенный апоневроз.

  • избыточный вес
  • неудобная обувь
  • нерациональные нагрузки
  • травма стопы и голеностопного сустава
  • некоторые врожденные состояния (косолапость)
  • Тяжелые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
  • перенесенный в детстве рахит

Уже в начале заболевания,

[3]

можно заметить некоторые

  • Быстрая утомляемость при ходьбе.
  • Боли в стопах и голенях, усиливающиеся к концу дня.
  • Пастозность стопы, отечность в области лодыжки.

При статистическом плоскостопии появляются болевые участки:

1. В подошве: центр свода и внутренний край пятки.

2. В тыле стопы: центральная часть, между ладьевидной и таранной костями.

3. Под внутренней и наружной лодыжками.

4. Между головками предплюсневых костей.

5. В мышцах голени (перегрузка).

6. В коленном и тазобедренном суставах (изменение биомеханики).

(перенапряжение широкой фасции).

8. В области поясницы

(компенсаторное усиление лордоза).

  • постоянная головная боль
  • искривление позвоночника(сколиоз или скифосколиоз)
  • защемление межпозвонковых дисков
  • деформация стопы
  • ( вырастание «болезненной косточки» на большом пальце)
  • нарушение кровообращения нижних конечностей, отек и

появление изменений в

области коленных суставов

Здоровая стопа – путь к здоровью

На подошве стопы находятся нервные окончания, которые посылают нервные импульсы в органы, за которые они отвечают.

Восточная медицина, при болях в этих органах можно советует избавиться от них путем массажа этих участков или иглоукалывания.

В начальных стадиях рекомендуют тепловое лечение (ножные ванны), ограничение нагрузки, рациональную обувь, массаж, ЛФК, ходьбу босиком по неровной поверхности и песку, ходьбу на цыпочках, прыжки, подвижные игры. При выраженном плоскостопии — стельки-супинаторы с моделированием свода, ортопедическую обувь. Профилактика (рациональная обувь, массаж, ходьба босиком, физкультура) плоскостопия предупреждает последнее.

Пересадка (при тяжелых формах плоскостопия, постоянных сильных болях) сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы, при костных изменениях – клиновидная или серповидная резекция таранно-пяточного сустава, выбивание клина из ладьевидной кости. После операции накладывают гипсовую повязку на 4-5 недель.

Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать, поколачивать концами пальцев. Массируйте голень от голеностопного сустава к коленному, преимущественно внутреннюю поверхность голени.

Стопу следует поглаживать и растирать тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы надо массировать от пальцев к пятке;

полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.

Как подобрать обувь при плоскостопии

  • Обязательно — кожаный верх. Желательно и кожаная подошва;
  • каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий;
  • хорошее качество кожи;
  • подошва гибкая, никаких платформ;
  • также можно использовать специальные ортопедические стельки и супинаторы ( ортезы)

    Разумов В.П. Учебник анатомии и физиологии человека.

М. «Госуд. медиц. изд-во». – 1933 г.

[1]

  • Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – М. «Медицина». – 1975 г.
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: «Просвещение». – 1995 г.
  • Общий курс физиологии человека и животных. Ред. А.Д. Ноздрачев.
  • М.: «Высшая школа», т.1. 1985 г.

    Харрисон Д., Уайнер Д., Таннер Д., Барникот Н. Биология человека. Пер. с английского.

  • Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. М.: «Просвещение». 1975 г.
  • Домашняя медицинская энциклопедия. Ред. В.И. Покровский.
  • Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека

    Урок 10. Биология 8 класс

    Конспект урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека»

    Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

    Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Слово «скелет» происходит от греческого слова «скелетос», что в переводе означает «высохший», вероятно, из-за того, что ткани скелета кажутся совсем безжизненными.

    В скелете человека выделяют три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Масса скелета составляет около 11 килограммов. Он играет большую роль в жизни человека: является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри него.

    Мышцыэто двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем. Они позволяют заниматься спортом, быть ловкими, сильными и быстрыми. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают образование звуков. Мышцы вместе с костями придают телу форму.

    Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится чаще всего выполнять. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Они способны сокращаться и расслабляться. За счёт этого происходит движение костей, а значит, и нашего тела. Все этими процессами управляет головной мозг.

    У человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в теле человека насчитывается более 600 мышц.

    Например, 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, и 17 – для того, чтобы улыбнуться.

    Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Её главная роль – обеспечение опоры и движения организма.

    Так как кости не могут сами выполнять движения, они являются пассивной частью опорно-двигательной системы. Активной частью опорно-двигательной системы являются скелетные поперечно-полосатые мышцы. Именно они, сокращаясь, обеспечивают движение костей скелета, как рычагов.

    Для человека характерно прямохождение и вертикальное положение тела, в связи с этим в опорно-двигательной системе имеется ряд особенностей. Например, изгибы позвоночника придают ему упругость во время совершения различных движений.

    В скелете взрослого человека насчитывается от 204 до 208 костей. Они отличаются друг от друга по размерам, форме и выполняемым функциям. Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

    Трубчатые кости входят в скелет верхних и нижних конечностей. Например, кости плеча, предплечья, бедра и голени. Они являются прочными рычагами, с помощью которых возможно передвижение организма или перемещение его частей.

    Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщёнными концами – эпифизами. Средняя часть кости называется диафизом. Сверху кости покрыты соединительнотканной оболочкой – надкостницей. Она состоит из двух слоёв. В наружном слое много сосудов и нервных окончаний. К нему прикрепляются сухожилия и мышцы. Внутренний слой – тонкий и нежный, он состоит из живых клеток.

    Читайте так же:  Бурсит левого коленного сустава

    Надкостница прочно срастается с костной тканью. За ней располагается слой компактного вещества. В эпифизах компактное вещество переходит в губчатое. Оно заполняет всю головку.

    Компактное и губчатое вещество образованы костными пластинками и межклеточным веществом. В компактном веществе костные пластинки образуют сложные системы ─ остеоны, которые состоят из вставленных друг в друга цилиндров. В центре каждого остеона расположен канал, по которому проходят кровеносные сосуды и нервы.

    В губчатом веществе костные пластинки и перекладины перекрещиваются между собой и образуют множество ячеек.

    Губчатые кости состоят из губчатого вещества, которое покрыто тонким слоем компактного. К губчатым костям относится надколенник и кости запястья. Кости такого типа расположены там, где необходимы одновременно большая прочность и подвижность.

    К плоским, или широким, костям относятся тазовая кость, лопатка, кости мозгового отдела черепа. Их ширина и длина значительно превышают толщину. Они образуют стенки грудной, брюшной полостей и черепа. Плоские кости выполняют функцию опоры и защиты.

    Смешанные кости состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и форму. К этому типу костей относятся позвонки и кости основания черепа. Они выполняют функцию опоры и защиты.

    Кость состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная. К какому бы типу не относилась кость, она имеет сложный химический состав. Живая кость содержит 50% воды, 12,5% белков, 15,7% жиров и углеводов и 21,8% неорганических соединений. Это различные соединения, в состав которых входят кальций, фосфор, магний и в незначительном количестве – алюминий, фтор, марганец, свинец, молибден, железо и другие элементы.

    В костях содержится 99% всего кальция, имеющегося в теле человека. Кости – своеобразное депо этого элемента.

    Органические вещества придают кости эластичность и упругость, а неорганические, или минеральные, вещества придают твёрдость. Сочетание этих веществ делает кость очень прочной. В детском возрасте в костях преобладают вода и органические вещества. С возрастом содержание органических веществ уменьшается и увеличивается содержание неорганических. Поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и часто ломаются.

    Кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В детстве и юности кости людей растут в длину и утолщаются.

    Рост костей в длину происходит за счёт зон роста, которые расположены на границе диафиза и эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растёт и замещается костной тканью. Если прослойка хряща подвергается окостенению, то рост кости прекращается. В толщину кость растёт за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

    В возрасте 22–25 лет формирование скелета заканчивается.

    Между перекладинами губчатого вещества кости содержится особая ткань – красный костный мозг. В нём происходит образование клеток крови – кроветворение. До младшего школьного возраста (7–9 лет) красный костный мозг находится как в губчатом веществе, так и в полостях трубчатых костей. В дальнейшем в диафизах он заменяется жировой тканью, которую называют жёлтым костным мозгом. Он является накопителем жировой ткани и не участвует в кроветворении.

    Кости соединяются между собой по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).

    Неподвижное соединение костей осуществляется хрящевой или соединительной тканью. У новорождённого ребёнка тазовая кость образована тремя костями (седалищной, лобковой и подвздошной). Они соединены хрящевыми прослойками. С возрастом хрящ постепенно заменяется костной тканью, и кости срастаются, образуя таз.

    Неподвижное соединение костей может осуществляться с помощью швов. Так соединяются между собой кости черепа. В этом случае многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Непрерывные соединения обеспечивают надёжную защиту и опору для внутренних органов и мозга.

    Большинство костей тела человека не сращены между собой, так как если бы кости нашего тела срастались, то движения были бы невозможны.

    В полуподвижных соединениях кости связаны между собой хрящевыми дисками. Такие хрящевые диски расположены между телами позвонков. Они позволяют позвонкам менять своё положение в пространстве, и человек может совершать наклоны в разные стороны. С помощью таких хрящевых образований рёбра прикрепляются к грудине. Полупрерывные соединения смягчают толчки и удары. Они работают как биологические амортизаторы.

    Подвижные (прерывные) соединения костей – суставы – облегчают скольжение костей относительно друг друга, одновременно плотно скрепляя их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

    Например, если на одной кости есть головка, то на другой – ямка.

    Приведём несколько примеров суставов: это тазобедренный, коленный, локтевой суставы.

    Строение коленного сустава. В его состав входят суставные поверхности сочленяющихся костей, капсула, полость, суставная жидкость, а также вспомогательные элементы – связки и мениски.

    Сочленяющиеся концы костей покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение между ними и облегчает движение. Прочность скрепления костей обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из соединительной ткани, натянутой между концами костей по всей окружности сустава. Края капсулы прирастают к костям и прочно закрывают полость сустава. Полость сустава заполнена суставной, или синовиальной, жидкостью. Она постоянно выделяется внутренней поверхностью суставной капсулы. Синовиальная жидкость необходима для питания хряща и уменьшения трения костей. Наружный слой суставной капсулы переходит в надкостницу.

    Капсула делает суставную полость герметичной. Герметичность способствует сближению костей и обеспечивает суставу достаточную прочность.

    В создании герметичности принимают участие связки.

    Связки – это пучки плотной волокнистой ткани, которые соединяют кости.

    В состав опорно-двигательной системы входят свыше 230 суставов и около 700 связок.

    В состав опорно-двигательной системы входит свыше 230 суставов и около 700 связок.

    Итог урока. Основу организма человека составляет скелет. В его состав входит более 200 костей. Различают трубчатые, плоские, губчатые и смешанные кости. Между собой они могут соединяться по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (сустав).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма.

    Источники


    1. В. И. Зоря Деформирующий артроз коленного сустава / В. И. Зоря, Г. Д. Лазишвили, Д. Е. Шпаковский. — М. : Литтерра, 2010. — 360 c.

    2. Петросян, О. А. Массаж при остеохондрозе / О. А. Петросян. — М. : Вече, 2003. — 176 c.

    3. Барчаи, Е. Анатомия для художников / Е. Барчаи. — М. : Эксмо, 2007. — 344 c.
    Суставы биология 8 класс
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here